АКТЕР ТЕАТРА КАБУКИ
Оуси
Дерево, слоновая кость, 3.8 x 3.1 х 3.1 см.
Начало XX в.
Музей искусства, Лос Анжелес (США)
Мастер Оуси изображает актера театра Кабуки застывшим в весьма напряженной позе; рот его неестественно искривлен, глаза скошены. Не следует обвинять ни резчика, ни актера в излишней эксцентричности, Нэцукэси просто зацечатлел момент миэ, который является одной из примет в ряду особенностей Кабуки. С помощью этого приема, на мгновение застывая во время действия, актер фиксирует внимание зрителя на важном пункте пьесы.
У театра Кабуки много и других характерных примет. Например, все женские роли в спектаклях исполняются актерами-мужчинами, которых называют «оннагата». Так повелось с 1629 г., когда власти решили обуздать чрезмерное внимание, которое многие поклонники мужского пола оказывали актрисам. Считалось, что такая вольность может привести к падению общественных нравов. Запрет действовал на протяжении двух с половиной веков. Когда его сняли, выяснилось, что развитое до совершенства искусство актеров оннагата составляет особую прелесть театра, и традицию решили не менять.
Традиционная часть сцены театра — ханамити. Так называют помост, соединяющий левую часть сцены с задней частью зала. Он проходит на уровне головы зрителя. Актеры могут использовать ханамити для выхода и ухода, одновременно эта часть сцены предназначена для разыгрывания некоторых эпизодов спектакля. Занавес в театрах Кабуки традиционно делается из красно-коричневых, черных и зеленых полос хлопковой ткани. Он не поднимается, как в театрах европейских, а отодвигается в сторону.
Важную роль в театре Кабуки играет музыка и жест. Актеры не столько говорят обычными голосами, сколь декламируют. Тривиальные жесты приближаются к танцевальным па. В результате из спектакля получается не слепок с жизни, а некое формальное искусство. В этом во многом и состоит прелесть Кабуки. Это весьма зрелищный театр. Костюмы и грим в театре необычайно красочны. В этом контексте сюжет часто отходит на второй план. Зрители наслаждаются искусством актеров. Так повелось еще с XVII века, когда авторы писали пьесы, заранее зная, какой конкретно актер театра будет играть роль. Актеры, понимая свою ведущую роль, могли вольно обращаться с текстом пьесы, изменяя его «по своей мерке».
Вместе с тем, в современном театре Кабуки ценится не столько индивидуальное актерское мастерство, сколь умение следовать сложившимся канонам. Отшлифованные приемы игры передаются из поколение в поколение. В прошлом бывали случаи, когда актер Кабуки в течение всей своей жизни исполнял лишь одну-единственную роль. С точки зрения западного менталитета это немного скучный жизненный сценарий, но зато какова высота достигнутого совершенства...