АРИВАРА-НО НАРИХИРА
Хара Ёиусай
Слоновая кость, лак, золочение, серебрение, инро 9.1 х 4.9 х 2.5 см,
нэцкэ 4.5 х 1.5 см.
Конец ХVIII - начало ХIХ в.
На поверхности инро с помощью росписи хирамаки показан японский аристократ Аривара-но Нарихира, проходящий у подножия горы Фудзи. На его плечах богато расшитая накидка. Рядом анонимный спутник с котомкой за плечами. Гора выполнена благодаря приему серебрения, такамаки. Внутри инро четыре отделения. На обратной стороне инро изображена немногочисленная свита. Связанная с инро шнуром нэцкэ является мандзю - состоит из двух половинок. Она украшена богатым растительным орнаментом. В центре находится стилизованное изображение хризантемы. В отличие от цветка с 16-ю лепестками - символом императорского дома - лепестков много, более двадцати пяти. Аривара-но Нарихира, чаще известный просто как Нарихира, жил в IX в. (825-880) и прославился сочинением пятистиший танка. Тридцать его стихотворений вошли в сборник «Кокинвакасю» - первый из 21 антологии поэзии вака. До наших дней дошло и отдельное собрание его стихов «Аривара-асонсю». Аривара был признанным мастером любовной лирики, ему удавалось передавать тонкие душевные переживания. Вот один пример его танка:
Всё дальше милый край,
Что я покинул...
Чем дальше, тем желанней он,
Смотрю, завидуя, как белая волна
Бежит назад к оставленной стране.
Нарихира имел очень высокое происхождение. Он был пятым сыном принца Або. Его мать, принцесса Ито, была дочерью императора Камму (737-806) - пятидесятого правителя Японии. Юность Нарихира пришлась на время правления императора Монтоку (827-858). Карьере царедворца он предпочел частную жизнь аристократа. Аривара Нарихира напоминает своеобразного Дон Жуана Японии. Считается, что некоторые его любовные похождения нашли свое отражение в знаменитом литературном сборнике «Исе-моногатари», рассказывающем о приключениях молодого придворного. Любопытно, что «Исе-моногатари» содержит не только изложения любовных перипетий, но и описания различных японских провинций, куда ездит герой.
Таким образом, во времена создания сборника он мог служить для просвещенных японцев чем-то вроде учебника географии. Нарихира много путешествовал, что давало некоторым историкам возможность предположить, что он сам и является автором «Исе-моногатари». Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что это произведение формировалось на протяжении длительного отрезка времени - около века, и множество переписчиков и комментаторов добавляли в него все новые и новые фрагменты и эпизоды.